Мэрия Краснодара официально передала территорию для новой ветки трамвая

Обочин и склонов

Мэрия Краснодара передала земельные участки под строительство первой очереди трамвайной ветки на Западном обходе протяженностью 2,2 километра от трамвайного депо по улице Круговой до Красных Партизан. В январе начнутся подготовительные работы по разбивке строительной площадки и подготовке территории, а затем стартует собственно строительство ветки, которое планируется завершить к концу 2024 года. Работы будут включать выемку грунта, отсыпку щебня и укладку рельсового пути.

С чего всё начинается?

При прокладывании новой трамвайной ветки сначала проводится инженерные изыскания для уточнения рельефа местности и расположения коммуникаций. Затем приступают к выемке грунта – расчищают проезжую часть и обочины для укладки рельсового пути. Параллельно с выемкой грунта осуществляется укрепление обочин и склонов. После этого прокладываются новые и переносятся существующие инженерные сети. Дальше укладывается балласт – просеянный щебень, на который устанавливаются шпалы. На них крепятся рельсы с помощью скоб, клиньев и болтов. Затем проводятся пусконаладочные работы: выравнивание рельсов, установка инфраструктуры. Параллельно возводятся остановочные павильоны, уличные переходы, линии электропередачи тока. Прокладка ведется с учётом габаритов подвижного состава, радиусов кривых, уклонов трассы и требований безопасности движения.

При строительстве трамвайной линии необходимо обеспечить соблюдение габаритов и параметров геометрии пути в соответствии с ГОСТами для беспрепятственного движения подвижного состава. Также требуется укрепить полотно и обочины, проложить балласт в целях обеспечения прочности основания, инженерные коммуникации и переходы по СНиПам. Нужно соблюсти требования электробезопасности при установке контактной сети, выполнить благоустройство остановок и переходов, проложить освещение. Необходимо также учесть правила техники безопасности, пожарной и экологической, предъявляемые прочими нормативными документами.

Подготовительные работы

В первую очередь проводится разбивка строительной площадки и проезжей части будущей линии. Определяются границы будущего полотна и зоны временного хранения стройматериалов. Затем приступают к демонтажу имеющихся на месте строительства сооружений: сносятся заброшенные здания, фундаменты и сооружения, мешающие развертыванию работ. Параллельно осуществляется подготовка подъездных путей и временных дорог для доставки техники и грузов. Производится очистка строительной площадки от растительного слоя, вывозка выемки грунта. Затем начинается укрепление склонов и обочин, их засыпка грунтом. Подготавливаются места будущего складирования щебня, шпал, рельсов для обеспечения хода строительства.

Как всё закрепить?

Для устойчивости грунта и пути при строительстве трамвайной линии проводится инженерно-геологическое изыскание для достижения оптимальной конструкции земляного полотна. Выемка грунта осуществляется с последующим уплотнением для повышения несущей способности основания. Склоны выемки укрепляются путем сооружения опорно-отсечных стенок и экранов либо засыпаются грунтом. Для распределения нагрузки от подвижного состава и дренажа на дно выемки укладывается щебень. На балласт укладываются шпалы, которые фиксируют рельсы, предотвращая проседание под нагрузкой. После возведения дренирующей системы обеспечивается устойчивость грунтового полотна и рельсового пути в любых климатических условиях.

Вопрос звукоизоляции

При строительстве современных трамвайных путей для снижения уровня шума от движения трамваев применяются различные технологии. Во-первых, используются бесшпальные пути, в которых рельсы непосредственно закрепляются на бетонном основании с применением резиновых прокладок. Это позволяет минимизировать ударные звуки при прохождении колес по стыкам рельс. Во-вторых, устанавливаются звукопоглощающие экраны и отражатели шума вдоль трассы и в зонах застройки с применением методов инженерной акустики.

Кроме того, используются бесшумные трамвайные колесные пары с композиционными тормозными колодками. Также в качестве балласта применяются резиновый гранулят и пеноматериалы, абсорбирующие вибрацию и лишние звуки. Благодаря комплексному применению этих мер достигается снижение общего шума на 10-15 дБ по сравнению со стандартными трамвайными путями. А это уже даёт положительный эффект.

Природа

При строительстве трамвайных линий большое внимание уделяется озеленению территории. Одним из этапов работ является предварительный анализ почвенного покрова и гидрологических условий для подбора видов растений, наиболее приспособленных к местным условиям. Затем производится подготовка почвы: рыхление, внесение органических и минеральных удобрений для повышения плодородности. Вдоль трассы высаживают деревья и кустарники, способные образовать защитный экран от шума и пыли. Клумбы с цветами разбивают у остановок. Прилегающая территория покрывается дёрном из многолетних злаков. Полив осуществляется по автоматизированной системе. Такая система озеленения помогает гармонично вписать инфраструктуру в ландшафт.

Что будет вечером?

При строительстве трамвайных линий большое внимание уделяется освещению. Это особенно важно с учётом долгой зимы и большого количества времени года, когда тёмное время суток доминирует. Для обеспечения безопасности пассажиров и водителей трамвая на всем протяжении маршрута устанавливают опоры уличного освещения с энергоэффективными светодиодными и ртутными лампами. Расстояние между опорами выбирается таким образом, чтобы обеспечить равномерную освещенность вдоль путей не менее 15-20 люкс. У остановок указывают расписание движения, монтируют навесы и скамьи. Помимо этого, уличное освещение используют для подсветки вывесок и рекламных конструкций. В самом трамвае устанавливают светильники, обеспечивающие комфортную яркость освещения салона без резких контрастов. Всё делается для удобного использования этого транспорта.

Что ещё надо учитывать?

При строительстве трамвайных линий большое внимание уделяется обеспечению безопасности. Движение транспорта и пешеходов продумывается таким образом, чтобы исключить пересечение на одном уровне посредством устройства путепроводов и подземных переходов. Также устанавливаются ограждения для предотвращения доступа людей в зоны движения подвижного состава. Дорожная разметка и светофоры регулируют движение транспорта при приближении трамвая. У переездов укладываются ж/б плиты для предотвращения скольжения колес. Вдоль линии установлены табло, предупреждающие об опасности приближения трамвая. В самом подвижном составе установлена система видеонаблюдения за салоном и система аварийного торможения.

При строительстве трамвайной линии заранее планируется расположение и оснащение остановок. Они будут размещены с интервалом 300-500 метров для удобства пассажиров и обеспечения высокой пропускной способности. Каждая остановка представляет собой выделенную зону на высоком бордюре, что исключает контакт пассажиров с дорожным движением. Они оснащаются навесами из нержавеющей стали с панорамными остеклениями, защищающими от осадков и ветра. Также устанавливаются длинные скамьи для сидения и держатели для удобства стоящих пассажиров. На торцах остановок укрепляют табло с указанием маршрута, расписания движения и ожидаемого времени прибытия ближайшего трамвая. А ещё планируется установка уличного освещения и камер видеонаблюдения для безопасности ожидающих.

При строительстве трамвайной линии предусматривается комплекс мероприятий по обустройству инфраструктуры. Вдоль линии устанавливаются металлические ограждения высотой не менее метра, предотвращающие неконтролируемый доступ на полотно. На расстоянии 15-20 метров друг от друга в землю вкапываются стальные урны для мусора объемом не менее 80 литров, способные вместить бытовой и пакетный мусор от пассажиров. Вывески и указатели дорожных знаков производятся из коррозионно-стойких материалов и устанавливаются на высоте не менее 2,5 метра в соответствии с ПДД. Переезды и пешеходные переходы оборудуются люминесцентными знаками опасности, предупреждающими об особых условиях движения. Все элементы продумываются с учетом безопасности и удобства пользования линией.

Строительство новой трамвайной ветки тщательно продумывается с учетом устройства инфраструктуры в целом. Трасса линии проектируется с расчетом на оптимальное вписывание в существующую схему дорожного движения без ущемления интересов автомобилистов. При этом новая линия позволит существенно разгрузить транспортные потоки, создав маршрут с высокой пропускной способностью. Строительство ведется с координацией подземных коммуникаций и благоустройства. Остановки трамвая располагаются в шаговой доступности от остановок наземного общественного транспорта, маршрутного такси и вокзалов, гарантируя тем самым удобные пересадки. Планируется также развитие сети велодорожек и пешеходных зон в прилегающих кварталах.

Проект строительства новой трамвайной линии выглядит достаточно амбициозным и масштабным. Заявленные планы по развитию инфраструктуры, внедрению современных экологичных технологий, обеспечению комфортных условий перевозок пассажиров, а также повышению эффективности всей транспортной системы города смотрится отличной перспективой для жителей. Однако главное, чтобы данный проект был полностью реализован на практике в установленные сроки. Только после введения линии в эксплуатацию горожане смогут оценить все преимущества задуманного и убедиться, что амбициозные планы обрели конкретные результаты. Успешная реализация проекта позволит значительно улучшить транспортную доступность районов и качество жизни в городе.